Предметные недели – это форма учебной, внеурочной и методической работы в школе, когда реализуется многоцелевое единство школьных мероприятий, объединенных общими задачами, прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся. Также это построение системы конкурсов, игр, олимпиад, викторин для выстраивания благоприятной мотивационной среды в школе.
В большинстве школ России проведение предметных тематических недель уже традиционно, а причина этому – замена стандартных форм уроков и контрольных нетрадиционными видами деятельности, связанными с усвоением предмета.
Проект, путешествие, живой урок, квест, урок-расследование, игра по станциям, – все это названия отдельных предметных мероприятий. Особенно это актуально в последнее время, так как нарастающая учебная нагрузка не позволяет постоянно работать над тем, чтобы сделать пребывание в школе ребенка радостным, интересным, повысить мотивацию и интерес к предмету, раскрыть способности каждого ребенка.
Задачи и цели предметных недель
Основными задачами предметной недели являются:
- вовлечение школьников в коллективные, самостоятельные творческие дела;
- увеличение интереса школьников к изучаемым предметным областям и научным фактам;
- выявление творческих и мыслительных способностей детей и их творческого потенциала;
- возможность изучения школьных предметов на более углубленном уровне с интеграцией метапредметных связей.
Да, конечно, эти задачи могут решаться и на уроке, но внеурочная деятельность в интеграции с предметной областью позволит наиболее полно предоставить возможность каждому ребенку проявить себя. Параллельно решаются задачи сотрудничества и сплочения детского коллектива. Эти формы позволят раскрыться как детям, так и педагогам, посмотреть на воспитательную парадигму с иной стороны.
Как организовать предметные недели
Как сделать эту неделю интересной? Вот некоторые советы для педагога.
Продумайте общую концепцию предметной недели в школе или приурочьте ее проведение к определенной знаменательной дате. Например, весь мир 9 октября отмечает Международный день письма. Предложите детям как основу предметной недели артефакт – письмо. Рассмотрите его с точки зрения предметных областей.
- Математика – решение задач на тему экономической составляющей и рентабельности почтовых отправлений;
- Русский язык – правила написания и оформления письменных обращений;
- Литература – изучение и анализ писем известных литераторов;
- Изобразительное искусство – письмо в живописи, картины с изображением писем;
- Биология – использование голубиной почты;
- Технология – изготовление почтовых конвертов и открыток;
- Физика – изготовление музыкальных открыток использованием электрических цепей и батарейки;
- История – различные формы писем (береста, пергамент, бумага);
- Информатика – онлайн письма.
Таких примеров может быть множество, все зависит от желания педагогов сделать мероприятия в рамках предметной недели в школе мотивирующими ребенка на успех в познании.
Современные технологии
Если вам хочется совсем отойти от привычных пониманий проведения предметной недели, попробуйте организовать это образовательное событие в режиме STREАM-проекта. STREAM-метод в образовании основан на междпредметном подходе и организации совместной деятельности педагогов и школьников.
Что такое STREAM:
- S – science (естественные науки);
- T – technology (технология);
- Reading+WRiting Engineering (чтение + письмо);
- A – art (искусство);
- M – mathematics (математика).
При планировании совместных проектов желательно апеллировать к профессиям будущего и умениям реализовать на практике свои знания. Например, можно использовать письмо потомков к разработчикам крутых компьютерных игр, а на вопросы создания игры необходимо посмотреть комплексно.
- Математика – расчет траектории движения героев игры;
- Информатика – создание достойных интерфейсов;
- Физика – создание реалистичных с точки зрения законов физики передвижений объектов в игре;
- Биология – влияние сюжета игры на здоровье человека;
- Литература – создание в игре заскриптованных алгоритмов событий и многое другое.
При презентации своих проектов школьниками будут отработаны коммуникационные компетенции, компетенции работы в команде и распределения ролей.
Значение предметных недель
Метапредметный характер мероприятий в рамках предметной недели позволяет выстроить связи предметов и выявить практическую значимость научных знаний. Школьники становятся гибче, они могут аргументированно ответить на вопрос педагога, иногда пользуясь спонтанностью и импровизацией. Педагог же получает возможность анализировать события, интерпретируя полученные результаты.
При организации и проведении мероприятий в рамках предметной образовательной недели, каждое из них рассматривается как самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.
При этом любой из участников предметной образовательной недели – это действительно участник, а не зритель, ведь у каждого есть свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, свой результат
Документы
Положение о предметных неделях.
График проведения предметных недель в 2023-2024 учебном году В МБОУ «СОШ а.Ново-Кувинск».
Неделя биологии и химии
С 20.11.2023 – 24.11.2023г в МБОУ "СОШ а. Ново-Кувинск" прошла Неделя биологии и химии.
Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые предметные недели. Познавательный интерес к химии и биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся (игровых, творческих, исследовательских и т.п.). Несмотря на игровой характер предметных недель, польза от их проведения для образовательного процесса очевидна, поскольку все мероприятия преследуют развивающие, образовательные и воспитательные цели.
Цели и задачи:
-
Повышение интереса учащихся к изучению биологии, химии, экологии.
-
Интеграция знаний, умений, навыков, полученных при изучении биологии и химии.
-
Воспитание у учащихся стремления расширять свой кругозор и не останавливаться на достигнутом.
-
Формирование экологического мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы.
-
Воспитание у детей бережного отношения к природе родного края, деревни, окружающему миру.
На стенде был размещен план проведения Недели биологии, химии и экологии. На предметных стендах опубликована интересная информация об интересных фактах, научных исследованиях в области естественных наук, стихи о химических элементах.
Прошли занятия по экологическому просвещению на базе Точка роста МБОУ "СОШ а.Ново-Кувинск"
Важность экологического просвещения трудно переоценить. Учитель химии и биологии Шаева Т.М. провела занятия по экологическому воспитанию учащихся 6 класса, используя оборудование по цифровой образовательной среде.
Были проведены практические занятия в 8-9 классах по химии "Чудеса в нашей жизни". Сначала ребята прошли инструктаж по технике безопасности при выполнении экспериментальных заданий, затем наблюдали за опытами, проводимыми учителем. После чего, обучающиеся самостоятельно выполняли опыты по описанию на карточках, научились прогнозировать результат, используя справочные материалы, и делали выводы. Ребятам очень понравилась игра, в которой они впервые с помощью эксперимента знакомились с самой загадочной наукой.
Экологический мониторинг . Это важное направление, которое помогает отслеживать состояние окружающей среды и принимать меры для ее защиты. Мы все должны заботиться о нашей планете, потому что чистый воздух, вода и почва - основа здоровья и благополучия.
В рамках предметной недели биологии и химии коллектив и учащиеся школы приняли участие в экологической акции «Кедры России». Ребята под руководством эколога Ханбековой Ольги Николаевны, директором школы Адзиновой И.Б. и руководителем естественно-научной направленности «Точки роста» в МБОУ «СОШ а. Ново-Кувинск» высадили на территории ФГБУ «Тебердинский национальный парк» саженцы кедров. Целью этого мероприятия было сохранение и восстановление уникальных экосистем.
Анализ предметной недели биологии и химии
Неделя русского языка и литературы
С 12.02.2024 – 26.02.2024г в МБОУ "СОШ а.Ново-Кувинск" прошли мероприятия в рамках предметной недели русского языка и литературы, с целью повышения интереса обучающихся к данным предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора школьников.
В ходе недели были использованы увлекательные формы проведения мероприятий: интеллектуальная викторина по литературе «Узнай писателя по портрету», лингвистические игры «Фразеологизмы наши-слова ваши», «От 5 до 1», акция «Неделя удивительных слов», дискуссия «Против сленга! За чистоту языка!».
21 февраля в рамках международного дня родного языка с учащимися были проведены информационные пятиминутки. Были оформлены стенды по писателям и поэтам-юбилярам, выставки «Рекомендовано к прочтению», «Через книгу – к добру и свету…».
В течение недели также прошли конкурсы чтецов: «Войну видали лишь в кино» и школьный этап Всероссийского конкурса «Живая классика, в которых приняли участие ученики с 5 по 9 класс. Ребята показали своё мастерство выразительного чтения, проявили артистизм, увлечённость художественной литературой.
Победители были награждены грамотами. Все проведённые мероприятия вызвали живой интерес у учащихся и способствовали повышению уровня познавательной активности.
В МБОУ "СОШ а.Ново-Кувинск" в рамках предметной недели русского языка и литературы и месячника оборонно-массовой ,спортивной и патриотической работы под девизом "Есть такая профессия -Родину защищать" прошел урок мужества
«Потомок! Глядя горделиво на вольные степи страны,
Припомни, как честь отстояли не знавшие страха сыны!
Упорный в борьбе, величавый, в кольце неприступных оград,
У Волги, в огне и пожарах Победу ковал Сталинград!»
2 февраля- День воинской Славы и День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Эта битва была самой продолжительной и ожесточенной за весь период Великой Отечественной войны.
В этом годы мы отмечаем 81-ую годовщину Сталинградской битвы .
В МБОУ "СОШ а.Ново-Кувинск " ученики 5-9 классов вместе с учителем русского языка и литературы и советником директора по воспитательной работе Биджевой Ф.А провели урок мужества, посвящённый этой дате . Урок был направлен на формирование патриотизма ,стремлении знать историю своей страны и отстаивание исторической правды событий 1941-1945 г.
Вечная память Героям ,погибшим в битве за Сталинград !
В МБОУ "СОШ а.Ново-Кувинск" прошли мероприятия в рамках предметной недели русского языка и литературы, посвящённые дню воинов-интернационалистов, организованные учителем русского языка и литературы и советником директора по воспитанию Биджевой Ф.А.
Неделя технологии и ИЗО
Внеклассная работа по технологии и ИЗО, имеет важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитанию у них чувства коллективизма и творчества, расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации и приобщения учащихся к общественно-полезному труду.
Форм внеклассной работы множество, но одной из них является предметная неделя. В нашей школе такие недели получили широкое распространение и проводятся по всем изучаемым предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.
Цель проведения:
- воспитывать интерес к трудовому творчеству;
- формировать эстетический вкус;
Задачи предметной недели:
- выявление знаний и умений учащихся по технологии и ИЗО, полученных на уроках и в процессе внеклассной работы
- анализ применяемых знаний, умений, навыков, полученных на уроках художественно-эстетического цикла, совершенствование и систематизация знаний;
- совершенствование профессионального мастерства педагога через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий;
- развитие познавательной активности, повышение интереса учащихся к предметам технология, ИЗО;
- выявление учащихся, которые обладают творческими способностями
- развитие творческого потенциала личности, развитие логического мышления. кругозора и интеллекта учащихся;
- развитие мотивации к творческому труду
- формирование правильного отношения к труду;
- вовлечения учащихся во внеклассную и проектную деятельность по предмету
- реализация межпредметных связей.
Неделя технологии была организована и проведена учителями технологии, и ИЗО.
О проведении недели технологии, ИЗО, извещаем учащихся заранее, подготовку ведем заблаговременно. Силами учащихся 5-9 классов выпускаются газеты с кроссвордами, чайнвордами, головоломками, ребусами.
О начале недели школьников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий. К началу недели в кабинете технологии (обслуживающий труд) оформляется выставка декоративно-прикладного искусства, где представлены работы учащихся, изготовленные на уроках технологии и дома в течение прошлого и этого учебного года; выставка творческих работ (проектов); выставка литературы по рукоделию и мини-выставка работ, изготовленных учащимися в творческой мастерской, которая работала в течение первых двух дней.
Были проведены следующие мероприятия:
- стенгазеты и план по проведению предметной недели. Стенные газеты о мире профессий; видах и жанрах искусства;
- с учащимися 5 – 9 классов проводятся мероприятия по разгадыванию кроссвордов, чайнвордов и загадок ;
- учащиеся 8-9 классов принимают участие в игре «Что? Где? Когда?»
- свои знания учащиеся 6 классов проверяют в интеллектуальной игре «Эрудит»
- учащиеся 5-7 классов участвуют в занимательном конкурсе «Семь чудес света»
- После уроков в кабинете технологии работала творческая мастерская, где все желающие могли, проявить фантазию и смекалку, изготовить из бросового материала какую-либо поделку.